Древнеславянской веры. 9 страница

Скипер – (согласно версии А. Асова) властелин змей и насекомых Нави. Изображался в виде гигантского скорпиона. Существование этого персонажа ничем, кроме статей Асова, не подтверждено.

Скрытник – отшельник, прячущийся от людей под землей. Нередко он наделен колдовской силой.

Страфиль (Стратим) – огромная птица, считавшаяся (согласно «Голубиной книге) матерью птиц и первопричиной бурь. Когда она ночью встрепенется, петухи по всей земле начинают петь. Как и большинство персонажей «Голубиной книги», скорее всего, является поздним заимствованием.

Стрига – имя ведьмы, способной наслать ночь, состригать колосья на чужих полях и оборачиваться темноперой птицей.

- Т -

Татош – карпатский волшебный конь, имеющий шесть пар ног и наделенный множеством возможностей.

- У -

Угаданка – см Древнеславянской веры. 9 страница. «Ведьма».

Угорь – лишенный силы брат Морского Змея (см. «Морской Змей»).

Уж – символ дождя по одним поверьям (поскольку славянами было замечено, что их активность возрастает в непогоду), а по другим – символ земли (что выражается в запрете поднимать змею над головой – дескать, могилу себе накличешь).

Унеси-голова – чудесный двухголовый конь, способный говорить.

- Х -

Халь (Хала) – (по болгарским легендам) дракон.

Хомутница – узкоспециализированная ведьма (см. «Ведьма»), практикующая «хомут» (вид порчи, чаще всего имеющий целью нарушить половые функции человеческого организма).

- Ц -

Царик – белый волк, наделенный магической силой, он же – властелин волков (см. «Волчий пастырь» и «Волк белый»).

Царь-птица – птица величиной с быка, поедающая людей Древнеславянской веры. 9 страница и скот, засушивающая своим приближением деревья.

- Ч -

Чародей – мужчина, наделенный способностями руководить погодой и гадать. Его направление в магии нейтрально, а ранг оценивается как третий. Источник его возможностей – манипуляция предметами (откуда и пошло наименование – от сочетания слов «чара» и «действие»).

Чародейка – женщина, способная руководить погодой и гадать. Направление в магии, ранг силы, ее источник и пр. – те же, что и у чародея (см. «Чародей»).

Чернокнижник – колдун, не обладающий своими возможностями, но использующий чужую науку ради злых дел. Его ранг оценивается как третий. Внешне Ч.описываются как люди с нерасчесанными волосами и нестриженными ногтями[29]. Заговоры Ч. действуют только Древнеславянской веры. 9 страница год и нуждаются в ежегодном подновлении. Считается, что в этот миг его можно убить прикосновением с воззванием к богам.

Чудовище – получеловек-полузверь, способный разговором ввести жертву (обычного человека) в состояние рассеянности, после чего съесть.

Чудь – легендарные (и, в то же время, реально существовавшие) народы – жители севера Руси и предки эстонцев. Их описывают как людей с красной кожей и белыми глазами. В легендах они предстают богатырями и колдунами, народом, вечно сражающимся с русскими (то обороняясь от последних, то нападая). Их название дало такие понятия, как «чудо» и «чудачество», а само оно, считается, произошло от искаженного слова «чуждь» – чужие.

Чушь – некий Древнеславянской веры. 9 страница дикий народ, родственный чуди (см. «Чудь»), нападавший на рыбаков на Севере Руси.



- Ш -

Шишкун – колдун (см. «Колдун»), связанный с миром бесов-шишей (см. «Шиш»).

Шишкунья – колдунья (см. «Колдунья»), связанная с миром бесов-шишей (см. «Шиш»).

- Ю -

Юша – гигантский змей, держащий на себе землю, подобно Кит-рыбе (см. «Кит-рыба»). Предположительно, является поздним заимствованием или искаженной интерпретацией бога Ящера (см. «Ящер»).

- Я -

Ярчук – собака с волчьим зубом и скрытыми под шкурой двумя гадюками. Она способна чуять черта (см. «Черт») и неисцелимо ранить ведьму (см. «Ведьма»).

[Маленькая сноска: в данном разделе, при описании некоторых персонажей, часто упоминаются ранги магической силы. Хотелось Древнеславянской веры. 9 страница бы сделать необходимые пояснения. Соответствующих рангов три:

а) самый низший – третий ранг – включает в себя магические действия при помощи манипулирования некоторыми предметами, либо же предельно ограниченный набор магических возможностей и умений («специализация», например, только на порче или привороте);

б) второй ранг – это более широкий спектр возможностей с применением личной силы, без необходимости использования подручных предметов;

в) первый ранг – умение управлять небесными телами или почти неограниченный спектр возможностей, предоставленных богами за служение им.]

Растения

Свойства растений – целебные и вредоносные – были известны человеку современ его выделения из царства животных. О них написаны тысячи книг. Но сейчас речь пойдет о тех из Древнеславянской веры. 9 страница них, что не остались на уровне обычных лекарственных трав (хоть и не стали символами, подобно многим своим собратьям). Народная вера наделяла их (нередко небезосновательно) магическими свойствами и особенностями, не стыкующимися с современными научными трактовками. Итак – растения.

Адамовщина (Адамова голова (борода, ребро, кисть) – растение, используемое для того, чтобы увидеть скрытых духов и бесов. Также оно облегчает роды, укрепляет мельничные запруды и дарует храбрость. При его сборе принято поминать некую Озимую Мать (Мокошь?). Описан как трава, растущая у болот, кустами по восемь, шесть, девять и двенадцать, листом в пядь (ок.10 см), красного цвета, круглой формы цветок, расцветает «вельми хорошо». Либо же – кусты Древнеславянской веры. 9 страница в локоть, по три, пять и двенадцать, цвет рудожелт либо же красен. Под названием А., возможно, понимали Actaea Spicatal, Echinops Ritrol или Cypripedium Calceolus.

Баранец – растение, прототипом которому послужил хлопок. В Западной Европе его описывали как плод в виде барана, растущий на дереве и поедающий растущую рядом траву. Считалось, что Б. обладает лучшей шерстью в мире и представляет предмет охоты для волков. Местопроизрастания его указывалось в Поволжских степях.

Блекота – трава, берегущая от опасности и способная привлечь рыбу.

Василек – собранные в июне-июле при полнолунии (требовалось срывать только синие краевые или голубые цветки и как только распустится цветочная корзина) и высушенные в Древнеславянской веры. 9 страница проветриваемом месте, они при сжигании способны воздействовать на органы восприятия человека: вдыхаемый дым вызывает панический ужас, а глазам кажется, что звезды на небе шевелятся.

Зыбун-трава – всем своим видом это растение напоминает женщину и имеет свойство плеваться липкой слюной, которая способна навести одурь – тяжесть в движениях и ощущение, что тонешь в болоте.

Карколист – священное дерево из заговоров, по мнению Л. Прозорова – дуб («кряковистый»), иначе – Мировое Древо (см. «Мировое древо»). По сведениям Ф. Максимова, на К. вместо плодов растут ножи и секиры.

Колюка – «бычий» цвет. Используется в сложной черной магии для омоложения.

Лещина (лесной орех) – дерево, служащее для Древнеславянской веры. 9 страница отвода беды, грозы и змей, поскольку считалось, что это растение никогда не бьет молния, а змею убить его палкой легче, нежели остальными..

Нечуй-ветер – трава, растущая зимой у рек и озер. Лишь слепые могут ее почуять ногами (если успеют ее сорвать – прозреют, если нет – умирают). Ее владелец способен управлять ветром на воде, оберегать от утопления себя и судно и ловить рыбу без невода.

Прикрыш – спасает свадьбу от колдовских заговоров. Собирается с 1 августа до 1 октября.

Одолень – растение, помогающее в знахарстве, излечивающее головную боль и противостоящее нечистой силе. Под названием О. могут подразумеваться многие растения, но, предположительно, это Euphorbia Pibosa, либо Древнеславянской веры. 9 страница Euphorbia Procera (молочай полуволосистый), либо же Nimphaea Albal.

Папоротник (Черная Папороть, Папора, Перунов цвет, Волчья трава) – растение, которому приписывается свойство расцветать на летний солнцеворот или Купальскую ночь волшебным цветком, открывающим клады. Считается, что его любят кикиморы (см. «Кикимора»), а потому отваром из его корня можно усмирить их.

Перелет-трава – трава, способная перелетать с места на место и светиться радужными красками. Также ей приписывают функцию исполнения любых желаний.

Полынь – растение, способное защитить от нечисти, в частности - от русалок.

Плакун-трава – описывается как растение багрового цвета, растущее стрелами при озерах. Считается, что она выросла из слез Богоматери или же что от нее плачут Древнеславянской веры. 9 страница бесы. Применяется для изгнания нечисти, успокоения, при поветриях. За нее часто принимались: белая лилия, зверобой, ятрышник болотный, таволга, дубенник иволистый, кокушник комариный, некоторые из кипреев, донник белый, касатик сибирский, сивец луговой, горец почечуйный. Грушко и Медведев считают, что она помогала разгонять чары и отворять клады.

Разрыв-трава – некое растение, способное плыть против течения и ломать прикосновением любой металл.

Ревёнка – трава, данная людям Летающим Змеем (см. «Змей» из раздела «Живой мир» и «Огненный змей» из раздела «Духи и бесы»); считалось, что она ревет по вечерним и утренним зорям, а винный настой ее способен заставить порченного указать того Древнеславянской веры. 9 страница, кто наслал на него порчу.

Симтарин – (по версии Грушко и Медведева) считается царь-травой. Применяется при бесплодии и в любовной магии.

Солнечник – трава, делающая носящего ее человека неустрашимым. Ее описывают как растение, произрастающее около рек и больших вод, «вышиной в аршин (около 50 см) и двенадцати различных цветов». Считалось, что ее сторожит змей (см. «Змей» из раздела «Живой мир»), а ее свойства, подобно свойствам ревёнки (см. «Ревёнка»), открыты людям его летаюшим собратом (см. «Огненный Змей» из раздела «Духи и бесы»).

Сон-трава – «черный сбор», «орлиные очи». Наделяет ведуна даром видеть суть вещей, прошлое и будущее (по версии Грушко и Медведева – через предсказательские сны Древнеславянской веры. 9 страница).

Тирлич-трава – растение, помогающее оборотням превращаться. Бережет от погони и заворачивает обратно мельничные колеса, для того, чтобы получить черную муку.

Улика-трава – «вишнево-красная, головка кувшинкой, листья лапками, расцветает – как желтый шелк». Применяется для любовной магии.

Царь Мурат (Царь Муром) – иначе – чертополох (волчец, дедовник). Этому растению приписывают свойство отгонять нечистую силу.

Яруйки – ядовитые грибы, под шляпками которых нечисть ищет защиту от молний Перуна (см. «Перун»). Латинское название - Boletus satanas

Символы и атрибуты.

Белена – (согласно версии Грушко и Медведева) атрибут духа семейных раздоров Нелюба (см. «Нелюб»).

Белый на красном – согласно мнению М.Семеновой, белый и красный были у славян цветами Древнеславянской веры. 9 страница траура, а их сочетание (с преобладанием красного) символизирует смерть или богиню Морану (см. «Морана»). По моему мнению, данное утверждение спорно ввиду отсутствия четких доказательств.

Белый петух – (согласно версии А. Буенок) священная птица бога Сварога (см. «Сварог»).

Береза – символ женского божества. Это дерево играло одну из главных ролей 27 июня на празднике Живы (см. «Жива») и в семицком обряде кумления девушек. Из этого можно сделать вывод о том, что Б. была священным деревом двух богинь – Живы (см. «Жива») и Лели (см. «Леля»). Также – дерево русалок.

Блин – символ солнца.

Боярышник – (согласно мнению О. Шаповаловой) являлся любимым деревом вилл (см. «Вилла»). Также он Древнеславянской веры. 9 страница, наравне с калиной (см. «Калина») символизирует свадьбу.

Бузина – символ смерти (см. «Морана»). Также в ней, по преданиям, любят таиться черти (см. «Черт»).

Венок пшеничный – являлся атрибутом Талаки (см. «Талака») – белорусской богини урожая.

Венок цветочный – являлся атрибутом богини роста Лели (см. «Леля») и белорусского бога свадеб Любмела (см. «Любмел»).

Верба – дерево здоровья.

Веретено – как символ женского труда и символ человеческой судьбы являлось атрибутом богини Мокоши (см. «Мокошь»), один из переводов имени которой так и звучит – «Мать жребия» («Мать судьбы»).

Волк – лесной хищник являлся священным зверем бога плодородия Ярило (см. «Ярило»), которого нередко называли «Волчий пастырь». Однако, я допускаю, чтоэтот Древнеславянской веры. 9 страница зверь был «на службе» и у других богов:

а) по идентичности славянского Купало с эллинским Аполлоном и, при учете того обстоятельства, что последний покровительствовал волкам, можно предположить, что данный зверь был посвящен и богу Купало (см. «Купало»);

б) у многих народов (вкл. славян) волк нередко ассоциировался с воинской функцией, что позволяет говорить о посвящении зверя богу Перуну (см. «Перун»).

Также (согласно мнению Афанасьева, Грушко и Медведева), волк был символом туч, поглощающих солнце. Впрочем, я сомневаюсь в славянских корнях этого поверья, поскольку известенпрямой скандинавский аналог.

Ворон – символ войны и непогоды (по версии О. Шаповаловой – бури, по версии Грушко и Медведева - вихря Древнеславянской веры. 9 страница).

Восемь мечей – такое сочетание было свойственно балто-славянскому богу Ругевиту (см. «Ругевит»).

Грудь женская – символ дождя.

Гусь – являлся священной птицей Даждьбога (см. «Даждьбог»), поскольку считалось, что водоплавающие птицы запряжены в лодку или колесницу указанного божества. Археологами найдено множество оберегов, изображающие птицу с лошадиной головой, что лишний раз доказывает обоснованность данного утверждения.

Дом – в верованиях славян жилище представлялось подобием вселенной (своеобразным микрокосмом в микрокосме), что породило множество примет и поверий, вроде запрета здороваться через порог, обязательной неудачи при необходимости вернуться с середины пути, неспособности нечисти пробраться в жилье без приглашения хозяина и т.п.

Дуб – считался священным деревом бога Перуна Древнеславянской веры. 9 страница (см. «Перун») из-за таких свойств, как высокая прочность древесины и ее пригодность для изготовления некоторых частей оружия, густота листвы, наводящая на ассоциации с грозовой тучей, и того факта, что в данное дерево чаще всего бьет молния (из-за его глубоко уходящих в землю корней).

Дубовая ветка без желудей – (по версии А. Буенок) символ женщины.

Дубовая ветка с желудями – (по версии А. Буенок) символ мужчины.

Дудка – была атрибутом балто-славянского бога Курента (см. «Курент»).

Ель – (согласно Грушко и Медведеву) символ долголетия.

Жезл – был атрибутом балто-славянского бога правосудия Прове (см. «Прове»).

Жемчуг – являлся посвящением богу Перуну (см. «Перун»), благодаря поверью Древнеславянской веры. 9 страница, что перлы появляются в створках тех моллюсков, которые увидели блеск молнии.

Жернов – один из наиболее архаичных символов бога Перуна (см. «Перун»). Поскольку звук работающей зернотерки наводил славян на ассоциации с громом, то, в их первых представлениях, упомянутый бог использовал Ж. как транспортное средство для передвижения по небу.

Змеевик (иначе – символ в виде сплетенного клубка змей) – М. Семенова, опираясь на ассоциации с первоначальными реконструкциями облика Велеса (см. «Велес»), предполагает, что З. является символом этого бога. Я же склонен предполагать, что он был символом богини Мокоши (см. «Мокошь»), поскольку, во-первых, у славян эпохи неолита (8-5 тыс. лет до Древнеславянской веры. 9 страница н.э.) ужи ассоциировались с дождем, что совпадает с одной из функций упомянутой богини; а во-вторых, клубки змей изображались на женских статуэтках той же эпохи, а сами статуэтки, по мнению многих исследователей, однозначно представляют собой изображения Мокоши.

Змея – символ земли (по мнению Буенок), что подтверждается приметой «змею над головой поднять – под землю вскоре сойти», а по версии Шаповаловой – символ ветра.

Знамя - являлось атрибутом балто-славянского бога правосудия Прове (см. «Прове»).

Ирис болгарский (Перуника, Iris Germanica) – этот цветок, похожий своей формой на роданику (см. «Роданика»), а сочетанием цветов (лилово-голубые лепестки с золотыми волосками) на цвета молний, являлся посвящением богу грозы Перуну Древнеславянской веры. 9 страница (см. «Перун»).

Искра – (согласно версии Мизунов) атрибут бога Леля (см. «Лель»), которым в сердцах людей зажигалась любовь.

Калина – символ свадьбы.

Каравай (коровай) – испеченный в виде быка, символизировал жертвенное животное, а круглый с узорами – плодородие.

Клещи – как и все кузнечные инструменты, являлись символом и атрибутом бога Сварога (см. «Сварог»).

Ковыль – трава вилл (см. «Вилла»)

Козел – священное животное бога Велеса (см. «Велес»), символизировавшее плодородие. Впрочем, есть поверье, что К. создал черт (см. «Черт) по своему подобию, но не смог подчинить это животное.

Колесница – символ солярного божества Даждьбога (см. «Даждьбог»). У многих народов солнце ассоциировалось с колесом, а его движение по Древнеславянской веры. 9 страница небу – с движением К. или телеги. У славян, живущих в лесных местностях, такие ассоциации, скорее всего, появились не сами, а были переняты позднее у кочевых азиатских племен.

Колос – символ бога плодородия Ярило (см. «Ярило»), которого изображали с вышеуказанным предметом, но также и символ бога Велеса (см. «Велес»), бородой которого славяне называли последний сноп.

Кольцо – символ богини утренней зари (см. «Заря утренняя») и полабского бога Генниля (см. «Генниль»).

Кони разноцветные – символ близнецов-всадников (см. «Лель» и «Полель»).

Конь белый – священное животное Даждьбога (см. «Даждьбог»). Славяне верили, что именно белые кони (символизирующие свет), запряжены в колесницу солнца.

Конь вороной – священное животное бога Древнеславянской веры. 9 страница грозы Перуна (см. «Перун») и балто-славянского бога Триглава (см. «Триглав»). В первом случае – из-за необходимости для воина тех времен обладать конем и из-за ассоциации вороной масти с темными грозовыми тучами. Истоки поверья балтов точно не известны, однако, летописями зафиксировано, что волю Триглава люди определяли с помощью коня вороной масти, посвященного указанному богу.

Корова (или же бык) – символ бога луны (см. «Володимир», «Месяц») по ассоциации в глазах древних славян коровьего рога с серпиком луны.

Корона – являлась атрибутом балто-славянского бога Радигоста (см. «Радигост»).

Коршун – (согласно мнению Левкиевской) священная птица Чернобога (см. «Чернобог»).

Коса – атрибут богини смерти Древнеславянской веры. 9 страница Мораны (см. «Морана», «Серп») и полудницы (см. «Полудница»).

Крест солнечный – пиктографический и иерографический знак солнца. Представляет собой обычный равносторонний крест, заключенный в круг таким образом, чтобы лучи креста касались внутреннего края окружности или выходили за ее пределы [см. приложение 7]. К.с. считался символом Даждьбога (см. «Даждьбог»).

Круг – являлся символом огражденности и защиты. Это поверье порождало такие традиции, как магический круг при волшбе, ношение оберегов в виде перстней, браслетов, поясов и височных колец, круглую форму щитов и кольцевые ограждения населенных пунктов.

Круг или ромб, охватывающий четыре ростка, исходящие из центральной точки – символ проросшего зерна [см. приложение 7].

Круг, охватывающий Древнеславянской веры. 9 страница четыре лепестка, исходящие из центральной точки – (по предположению О. Береговой) пиктограмма цветка [см. приложение 7].

Кукушка – существуют три версии относительно священных функций этой птицы: во-первых, согласно мнению Пшибыслава Диаментовского и Д. Дудко, в виде К. почиталась богиня Жива (см. «Жива»), что подтверждается символическим использованием травы «кукушкины слезки» во время обрядов на празднике указанной богини, а также поверьем, согласно которому К. знает срок жизни каждого человека; во-вторых, писатель Валентин Иванов считает, что К. приносит каждой весной Перуну (см. «Перун») золотые ключи от Ирия (см. «Ирий»); в-третьих, согласно мнению О. Шаповаловой, она – символ лета.

Лебедь – как и все водоплавающие птицы – протеже Даждьбога Древнеславянской веры. 9 страница (см. «Даждьбог»), поскольку считалось, что они впряжены в лодку или колесницу солнца.

Лодка – символ бога солнца Даждьбога (см. «Даждьбог»). Изначально славяне (жившие в лесной местности, где реки являлись наиболее оптимальными путями сообщения племен) верили, что светило ездит вокруг земли в Л., запряженной водоплавающими птицами. После установления контактов славян с кочевыми племенами, «транспортный набор» Даждьбога расширился: теперь дневной путь он проделывал на колеснице, а ночной – на испытанной временем лодье. Я допускаю, что Л. также могла являться символом бога луны (см. «Володимир», «Месяц»), поскольку лунный серпик мог ассоциироваться у славян с кораблем, а неторопливое передвижение месяца по небу – с Древнеславянской веры. 9 страница плаванием по спокойной реке.

Лук – атрибут Ветров (см. «Ветра»).

Медведь – символ и воплощение бога Велеса (см. «Велес»). Впрочем, некоторые славянские племена, проводя ассоциации медвежьего рева с громом, а также отмечая сходство грозовых туч с М., считали данного зверя протеже бога Перуна (см. «Перун»). Помимо этого, (по версии О. Шаповаловой), он – хранитель и символ зимы.

Месяцы-подвески – амулеты, символизирующие собой божество луны.

Меч – с момента выступления на первый план князя и его рати (что повлекло за собой и становление громовержца верховным, «княжеским» богом), этот вид оружия стал символом бога Перуна (см. «Перун»). Однако существует теория, основатели которой (Мизуны) считают М. символом бога Древнеславянской веры. 9 страница Леда (см. «Лед»).

Можжевельник – устилает пути мертвых.

Молот – как и все кузнечные инструменты, являлся атрибутом бога Сварога (см. «Сварог»).

Наковальня – как и все кузнечные инструменты, являлась атрибутом бога Сварога (см. «Сварог»).

Нимб – атрибут балто-славянского божества Ютробога (см. «Ютробог»).

Нить – символ жизни.

Орел – (согласно мнению Грушко и Медведева) символ града.

Остролист – (согласно мнению Грушко и Медведева) атрибут духа семейного счастья Люба (см. «Люб»).

Очаг (Печь) – являлся(лась) символом огненного божества – Сварожича, Знича, Пека (см. «Сварожич», «Знич» и «Пек»).

Палица – один из самых архаичных символов бога Перуна (см. «Перун»). П. являлась самым древним оружием человека и связана с воинской функцией Древнеславянской веры. 9 страница упомянутого бога, а второй его функции соответствует звук удара П., который ассоциировался у древних славян с громом. А. Н. Афанасьев считает, что изначально слово «палица» обозначало «головня», а конкретно в качестве оружия Перуна – пылающую дубину (а может, «палица» и обозначала обожженную дубину? – прим. Лифантьева С. С.).

Пест – двоякий символ. С одной стороны, он обозначал мужское начало (см. «Род»), а с другой – был постоянным атрибутом Яги (см. «Яга»). Я предполагаю, что во втором случае мы имеем дело с отголоском тех времен, когда образ Яги еще не был отрицательным, и П. являлся в ее руках символом женской половины хозяйства Древнеславянской веры. 9 страница.


documentaqcjctd.html
documentaqcjkdl.html
documentaqcjrnt.html
documentaqcjyyb.html
documentaqckgij.html
Документ Древнеславянской веры. 9 страница